Санболи

САНБОЛИ – станция Санболи появилась в одно время со станциями Тейсин, Менгон, Форель, СанболиХевчен и другими в период обустройства железной дороги Волочаевка-Комсомольск во второй половине 1930-х годов.

Наличие богатого лесосечного фонда, возможность вывозки древесных хлыстов к железной дороге обусловили быстрый рост объёма лесозаготовок. В начале 1960-х годов Литовский леспромхоз открыл в посёлке Санболи лесозаготовительный участок, протянул подъездные железнодорожные пути, построил механизированный нижний склад для переработки древесины, организовал производство шпал для железной дороги и лесопиление. А в конце 1960-х – начале 1970-х годов была проведена автомобильная лесовозная дорога и возвён мост через реку Кур.

Пик строительства пришелся на 70-е, в этот период в Санболи появляются специализированные магазины, поликлиника, библиотека, Дом быта, клуб, гостиница. Для обеспечения объектов и населения электроэнергией были установлены три вагона на дизельном топливе. В леспромхоз поступала новая русская и зарубежная техника. Для ее испытания в поселок приезжали японские специалисты компаний «Ниссан», «Мицубиси», «Комацу». С собой они привозили лесовозы, самосвалы, погрузчики, грейдеры.

В 1975 году Литовский леспромхоз поставил в адреса потребителей 240 тысяч кубометров деловой древесины; появилась возможность сдавать её на 350 тысяч, а также вырабатывать 4 тысячи кубометров пиломатериалов, свыше 7 тысяч технологической щепы, около 70 тысяч шпал. При таких показателях соответственно отмечался рост финансовых средств в леспромхозе. Тогда был построен подъездной путь для погрузки лесоматериалов в вагоны.

Шли годы. Объёмы производства и поставок лесоматериалов потребителям постепенно

Санболи

снижались: всё дальше приходилось углубляться в тайгу, прокладывать новые дороги, всё дороже становилась продукция. Ухудшалось финансовое состояние Литовского леспромхоза. «Перестройка» 1980-х годов нарушила систему взаимосвязей, которые отрабатывались годами, в том числе на приобретение техники, оборудования. Нарушились связи с бывшими республиками СССР, в основном с Узбекистаном, Киргизией, Казахстаном, Туркменистаном, Арменией.

В 1993-м году в посёлке Санболи случился пожар, и в огне сгорели все три электровагона. И только накануне первомайских праздников 1997 года появилось вновь электричество в посёлке – через мари и перелески сюда от Литовко было проведено двадцать три километра высоковольтной линии передач. В посёлке начался отток специалистов, кадровых рабочих, остались лишь пенсионеры, ветераны войны и труда – те, кому ехать было некуда.

Критические времена прошли. Сегодня лесозаготовительная система в поселке практически восстановлена, существенной модернизации подверглись производственные фонды. В Санболи проживает 1120 жителей (на01.01.2012г.). Вопреки всем трудностям, здесь по-прежнему работают важные социальные объекты, да и уровень жизни населения постепенно растет.

В настоящее время п. Санболи знаменит своими пещерами. Официально они были обнаружены в 1972 году, но осваиваться они стали в 80-х годах. Самая большая пещера носит таинственное название «Стерегущее копье».